Тема проекта: «Секреты школьного портфеля»
Вид проекта: информационно-творческий
Продолжительность проекта: долгосрочный: октябрь – декабрь 2022 г..
Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.
Актуальность проекта:
В нашем дошкольное учреждение углубленно работает над проблемой преемственности между детским садом и школой. Таким образом, вопрос ознакомления будущих первоклассников со школьными принадлежностями является составной частью этого вопроса.
Анализ педагогического опыта учителей и результатов исследований свидетельствуют о том, что ребенок – дошкольник, поступая в школу, имеет недостаточное представление о предназначении и функциях школьных принадлежностей.
Если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то в школьном возрасте такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность.
Для бывшего дошкольника и уже школьника-первоклассника, школьные принадлежности, в первую очередь, выступают в роли игрушек и как с любой игрушкой, необходимо научить ребенка “играть”.
Задолго до школы необходимо формировать элементарные навыки самоорганизации в учебной деятельности. Эти навыки в дальнейшем станут для ребенка “помощниками” в учебной деятельности.
Еще в дошкольные годы ребенку необходимо усвоить: любая деятельность – игра, труд, занятия – требует определенной подготовки. Поэтому важно предусмотреть, что, например, потребуется для рисования, лепки для игры или труда, где и как лучше сесть, есть ли под рукой все необходимое, как лучше расположить материалы и пособия, нужные для занятия.
Цель проекта:
Формировать интерес к школе. Познакомить детей с предназначения и функциями школьных принадлежностей для того, чтобы в школе дети не играли с ними, а использовали по назначению в учебном процессе как инструмент для реализации определенных целей.
Задачи проекта:
· способствовать развитию познавательной активности;
· уточнить и расширить представления детей о поведении детей в школе и об учебной деятельности; поддерживать желание учиться
· формировать навыки учебной деятельности;
· формировать умение видеть взаимосвязь между учебой и успехами человека во взрослой жизни, самостоятельно наблюдать, делать выводы и умозаключения. Развивать диалогическую речь.
· развивать творческое воображение;
· воспитывать у детей познавательный интерес к серьезным видам деятельности.
Ожидаемые результаты проекта:
· развитие познавательной активности;
· расширение познавательного кругозора;
· повышение уровня мотивационной готовности детей к обучению в школе (преобладает учебный мотив);
· изменение негативного эмоционального отношения детей к школе на положительное.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап:
1. Определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
2. Изучить психолого-педагогическую литературу на тему проекта.
3. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
4. Подбор материала
5. Беседы - консультации с родителями на тему проекта.
II. Основной этап реализации проекта:
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ.
Образова
тельные области |
Совместная деятельность взрослого и детей |
Обогащение развивающей среды для самостоятельной деятельности детей |
Взаимодействие с родителями, социальными партнерами |
1 |
3 |
4 |
5 |
1 этап Мотивационно-диагностический |
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Худож-эстетическое развитие; |
Составление коллекции «Школьные принадлежности» - коллекция собирается совместно с детьми и родителями, принимаются любые изображения (вырезки, фотографии, открытки, необычные школьные принадлежности и др.).
Проблемное обсуждение: Откуда появились школьные принадлежности , почему они такие разные, как внешний вид предмета говорит о его назначении |
Создание игрового творческого пространства: (дети могут написать текст на восковой табличке, рассматривать коллекцию, создавать изображения , используя предметы коллекции и т.д.) |
Участие в создании коллекции, изготовление восковых табличек |
1 этап Организационный |
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Художественно-эстетическое развитие; |
Рассматривание изображений и предметов из коллекции: классификация изображений и предметов по разным основаниям (назначение , материал), анализ изображений и предметов по вопросам:
· Что мы знаем о школьных принадлежностях?
· Что мы хотим узнать?
· Как мы можем узнать?
Экскурсия в канцелярский магазин
Объединение детей в рабочие группы: исследователи, художники, сочинители |
Помещение в среду «тайных хранилищ» |
Участие в создании «Тайных хранилищ»
Участие в экскурсии |
2 этап Содержательно-практический |
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Художественно-эстетическое развитие; |
Подтема «Как выглядели самые древние школьные принадлежности»
Чем похожи древние школьные принадлежности в разных странах? Чем украшены?
Рассматривание изображений старинных школьных принадлежностей.
Поиск ответа на вопрос «Всегда ли принадлежности были такими же как теперь?». Рассматривание изображений
· Беседа «История счёт»
· Просмотр анимационного сериала «Фиксики» - серии История вещей: «История шариковой ручки», «О шариковой ручке», «Осторожно: краска и клей»
· Игры-фантазии «О чем рассказывает карандаш, шариковая ручка и т.д. по выбору детей
Подтема: Как учились в школе мои бабушки и дедушки, мои родители?
· Чтение были Л.Н. Толстого «Филиппок»
· Беседа «Как мои родители училась в школе»
Задачи: Учить детей связному пересказу,
· Изготовление ширмы «Мои родители , бабушки и дедушки - школьники»
· Выставка рисунков детей, совместно с родителями «Мой первый урок»
Подтема: « Как украшены школьные принадлежности»
· Беседа «Красивые школьные принадлежности »
· Чтение стихотворения «Школьные зарисовки» В. Берестова Активизировать знания детей о школьных принадлежностях.
· Загадывание загадок про школьные принадлежности,
· Украшение карандашей «Мой веселый карандаш»
· Конструирование из бумаги «Подставка для карандашей»
· Дидактическая игра «Игрушка-школа-спорт»
Задачи: Развивать внимание, согласовывать слово и движение.
(Если услышишь слово, которое относится к игрушкам, хлопни в ладоши; если услышишь слово, относящееся к школьным принадлежностям, – положи руки на стол, как в школе; а если слово относится к спортивным принадлежностям – разведи руки в сторону)
· Дидактическая игра «Собери портфель»
Задачи: Развивать внимание, закрепить знания о школьных принадлежностях.
Подтема: « Чем отличаются разные карандаши?»
· Беседа «Какие они разные», во время беседы показ графических работ художников, созданных разными материалами и настоящих художественных материалов или слайдов с их изображениями
· Детское экспериментирование «Определение мягкости и твёрдости карандашей», «Сравнение угольного карандаша, пастели, сангины и простых карандашей»
· Рисование животных пастелью и сангиной |
DVD «Фиксики» - серии
История вещей:
Внесение счёт, современного Абака.
Презентация со «История школьных принадлежностей»
Внесение Л.Н. Толстой «Филиппок»
Ширма ««Мои родители , бабушки и дедушки - школьники»»
Выставка рисунков «Мой первый урок»
Внесение стихотворения «Школьные зарисовки» В. Берестова, загадок
Материалы для украшения карандашей
Материалы для конструирования из бумаги.
Оборудование для дидактических игр
Внесение различных художественных материалов для создания графических работ,.
книг с иллюстрациями Е. Чарушина |
Поиск DVD «Фиксики» - серии История вещей:
Подготовка презентации «Старинные и современные счётные инструменты и пишущие принадлежности»
Поиск своих школьных фотографий , фото родственников,
Участие родителей в совместной с ребенком деятельности: сочинение рассказов ,создание рисунков, оформление выставки рисунков
Поиск различных, красивых ручек, карандашей и т.д.
Родители принимают участие в украшении карандашей вместе с детьми, организации выставки карандашей.
Помощь родителей в поиске оборудования для дидактических игр
Помощь в поиске художественных материалов и слайдов для показа, репродукций графических работ художников |
3 этап Итоговый |
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Художественно-эстетическое развитие; |
Детский дизайн: Создание лент времени «Карандаши» «Ручки», «Счётные инструменты» |
Иллюстрации для создания «Лента времени» |
Помощь в создании «Лента времени» |
Использованная литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
2. Нечаев С.Ю. Удивительные изобретения.
3. Ильин М., Сегал Е. Рассказы о том, что тебя окружает. . Издательство: Детская литература , 1962.
4. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. - М.: Сфера, 2010. – 240с.
5. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ. - М.: Сфера, 2009.
6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
7. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 4-7 лет.- М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
8. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. - М.: ТЦ Сфера, 2011.
9. Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет . Пособие для воспитателей детского сада и родителей. / Сост. Н.П. Ильчук и др. – 1-е издание. М., АСТ. 1997.
10. Толстой Л.Н. Филиппок, издательство: Амфора, 2010 г.